TT 600R 1999 год
Ну вот прошел сезон, пройдено на моем TT600R 99 года около 15 тыс. км. Из них много было асфальта, и не мало разного оффроуда.
Расскажу о впечатлениях от мопеда, и как я построил из него туриста :) Периодически буду сравнивать его с другими мотоциклами, в основном это будет ХТ600Е 1992.
Начну с информации о технических характеристиках от производителя:
Добавлю по комплектации:
- все подвески Ёлинс со всеми известными мне регулировками, задний аморт имеет выносной бачек, вилка - диаметр перьев 46 мм.
- тормоза Брембо, передний тормоз с регул ручкой
- Алюм. маятник и защита мотора
- Клиренс 280 мм
- Маслобак с окошком для контроля уровня масла (ХТ600 этой опции лешен)
- Поролоновый обслуживаемый возд. Фильтр
- Штатный облегчённый прямоточный глушитель
- Пластиковый бак 10 литров
Впечатления:
Если эмоционально, то стоит вам покататься несколько дней на этом мотоцикле, понять и открыть его для себя в разной среде: на мототреке на ровне с кроссачами, в городе в плотном трафике, в лесу в глинянных колеях, торфянниках и скоростных грейдерах, на песчаных пляжах, и вы поймете, что этот мотоцикл очень интересен, у него есть харрактер. Покатавшись на своем ТТ600R, я понял что нашел «свой» идеальный мотоцикл. Расстроил только кикстартер, но об этом позже... :)
При своих сухих 131 кг и росте по седлу 945 мм (он кстати выше XR650R), этот мотоцикл требователен к физданным пилота. Рост нужен выше среднего, и естественно нормальную физподготовку. На треке в кроссовой резине мотоцикл едет не многим хуже больших кроссачей, но выматывает за два круга :) Ну и конечно этот мотоцикл не для новичков… J
Подвески позволяют практически все - прыжки, нырки в канавы, отжиг со скоростью более 100 по грейдерам с ямами. Тяговитый и одновременно взрывной в среднем диапазоне оборотов мотор поощряет это. На верхах мотора этого нет, крутить его бесполезно.
В общем для покатушек выходного дня этот мотоцикл состоялся :)
Но у меня стояла задача немного усмерить его и поездить в дальнобой.
Плюсы этого мотоцикла при превращении его в туриста:
- Мотор - он немного форсирован по сравнению с ХТ600, но ресурс свой при этом не потерял.
Это по-прежнему надежный трактор/трудяга, который имеет огромный ресурс, сочные низы, не требователен к маслу и бензину (его можно заправить 76м и залить любую автоминералку с заправки, мотик это переживет), замена масла допустима раз в 10 000 км (при жесткой эксплуатации конечно почаще).
2. Вес - TT600R легче почти всех своих одноклассников. В туризме вес конечно не самое главное, т.к. все равно мы навешиваем на своих осликов по 30-40 кг груза и мотоцикл превращается в слоника. Но т.к. это эндуро, то есть возможность разгрузить мотоцикл и использовать его для местных покатушек. И вот тут вес очень даже решает. :)
3. Подвески.
Да, длинноходные мощные подвески с кучей регулировок дают возможность очень комфортно ехать с грузом, без пробоев и прочих неприятностей. При этом под грузом мотоцикл становится ниже и позволяет помогать ногами там, где стоя проехать не позволяет ряд факторов :) Я позволяю себе даже жесткую езду с прыжками на загруженном мотоцикле, на ХТ600 я и без груза так не мог ехать.
4. Общая надежность и отсутствие врожденных болячек в конструкции.
Минусы, препятствующие использованию TT600R в туризме и их решение:
- Заводка мотора только кикстартером. Это очень серьезный минус, на котором можно остановиться и не читать дальше... (Кстати ко мне это мотоцикл попал как раз из-за того, что прежний владелец-девушка не справилась с кикстартером).Чтобы решить эту проблему, надо прокатиться на TT600R и влюбиться в него. Тогда при появившейся мотивации начинаешь пытаться постичь заводку одноцилиндрового 600 кубового мотора ногой J. На деле все не так плохо. Я к сожалению не знал много и поплатился поврежденными связками на ноге от обратки. Ниже я расскажу как заводить этот мотоцикл без проблем, сейчас я не испытываю никаких неудобств от кика и завожу его всегда.
- Маленький бак, 10 литров при расходе 5-6л. на 100 км.
Решений несколько:
- Можно ездить с канистрой или заезжать часто на заправки при их наличии. Я так и поступал в первое время. Но это быстро надоело, плюс есть места, требующие запаса хода 300-400 км.
- Второй вариант решения проблемы – тюнинговый бак от Ацербиса на 22 литра. Но он дорог, на сегодня с доставкой он обойдется примерно в 400 евро.
- Я решил эту проблему иначе: с помощью двух багажных ремней-стяжек я закрепил на багажнике бак на 12 литров от моторной лодки (стоимостью около 1500 руб). Бак имеет правильные для моего использования габариты, заборник и горловину для заправки, смещенную от центра – это то, что надо. Тройник от русского автомобиля и моток бензостойкого шланга, и у меня на борту около 20 литров бензина, которые не надо переливать в пути, все попадет в карбюратор. Т.к. развесовка мотоцикла меняется не в лучшую сторону, я закрываю кран основного бака и еду сначала на заднем (около 200 км), затем перехожу прямо на ходу на передний бак. Система проверена в путешествиях, все отлично работает. Во время эксплуатации дома и катаниях налегке вокруг лагеря в дальних поездках бак я снимаю, на монтаж и снятие уходит около 10 минут.
3. Сидение и посадка.
Да, сиденье на этом мотоцикле не для дальних поездок. Понятно, что вопрос это индивидуальный, и кто то кроме ГолдВинга не может ездить ни на чем, а кто-то на скамейке DRZ400 проезжает по 1000 км в день. Я на своем мотоцикле проезжал по асфальту по 600-700 км в день и особо не напрягался благодаря тому, что загружал его правильно – оставляя место для «поерзать» и поменять позу. Ну а потом я попробовал подсмотренное у владельцев DRZтов способ с пенкой:
После этого проезжаю и 1000 км без проблем, меня устраивает такое решение. В мыслях есть перетянуть сидение, одновременно подрезав его, что сделает его пошире/удобнее и пониже, но это пока под вопросом – и так хорошо :) .
Сама посадка на мотоцикле классическая для всех эндур, ничего особенного в ней нет. Тут есть возможность индивидуальных настроек заменой руля.
4. Багажная система, штатный алюмин. багажник рассчитан на 3 кг. решается как и на многих мотоциклах – варим сами правильный багажник с конструкцией, разгружающей подрамник. Я сделал багажник по рецепту Саши Тепляковой из стула:
Вот так я его загрузил:
Конструкция пережила не одну поездку, ничего не сломалось. При такой загрузке, как на фото, с газом надо аккуратнее, т.к. даже пустой, этот мотоцикл легко с газа отрывает переднее колесо J
5. Штатный свет, мощность генератора для дополнительного оборудования.
Свет – слабоват, но ехать можно. В крайних случаях я смело перехожу на дальний (в дождь при встречном движении авто с быдлоксеноном). Ниодин мне еще не моргал, видимо мой дальний как у некоторых ближний :) Решение вижу в допсвете на светодиодах или полной замене фары (например можно поставить оптику с защитой от Рейда).
Генератора с мощностью 180 Вт впритык хватает на ручки с подогревом, GPS и штатную электрику.
Вот пример использования GPSна TT600R:
Большего и не надо, минус тут только один – заряжать фото и мобильную технику можно только на ходу, т.к. АКБ на мотике нет. Мне проще, т.к. путешествуем мы с женой на двух мотоциклах, и у нее на мотоцикле в кофре установлен прикуриватель и ЮСБ порты для зарядки всего:
6. Последний недостаток скорее общий, и не относится к туристической составляющей – пластик.
На моем TT600R он ужасный. Возможно он не оригинальный и прежний владелец мне «удружил», т.к. заднее крыло с боковинами (они едины) и переднее крыло с грязевыми щитками перьев вилки сделаны из какогото хрупкого стеклопластика с покраской, которая замечательно трескается и отваливается. Пластик я буду менять, или приводить в порядок этот. С ностальгией я вспоминаю пластик на ХТ600, который имел свой «врожденный» цвет и мог завязываться в узел без последствий.
Итак, я перечислил все плюсы и минусы туристического использования TT600R. Я успешно путешествую на этом мотоцикле и при этом использую его в небольших жестких прохватах рядом с домом. В дальних поездках, при необходимости, заезжаю туда, куда более тяжелые и неподготовленные мотоциклы не поедут. При этом мотоцикл надежен, быстр на асфальте и имеет запас мощности при обгонах.
Как обещал, расскажу как заводить этот мотоцикл :)
Во первых этот мотор ВСЕГДА легко заводится с первого качка кикстартером во время самого запуска, что на холодную что на горячую. Если это не так, то либо вы что-то не так делаете, либо мотор неисправен.
Во вторых, этот мотор не простит небрежной заводки и обязательно пнет вас, может сломать ногу или порвать/повредить связки (что заживает иногда дольше перелома).
Немного технических подробностей – кикстартер ТТ снабжен автоматическим декомпрессором. Ручного декомпрессора на этом мотоцикле НЕТ. При неисправном декомпрессоре завести мотор намного сложнее, следите за его исправностью, возите с собой запасной тросик или рем-комплект.
Рекомендую настраивать обороты холостого хода чуть выше средних, это облегчает пуск мотора. Рекомендую поставить иридиевую свечу.Рекомендую заводить ТТ в мотоботах с толстой негнущейся подошвой (в городе можно и берцы, но лучше либо кроссовые либо туринговые мотоботы).
Методика запуска:
- Ставим мотоцикл на подножку на ровной площадке, желательно без завала влево.
- Открываем кран (я его обычно и не закрываю никогда).
- Включаем зажигание (ключ у рулевой колонки на раме справа).
- Выключаем стоп-двигатель (на ручке газа, рычажок переводим вправо).
- Если мотор горячий, пропускаем этот пункт. Если холодный или теплый, вытягиваем полностью подсос.
- Садимся полностью на мотоцикл, стоя на левой подножке, правой ногой начинаем прокачивать кикстартер из верхнего положения в нижнее. В зависимости от состояния мотора это надо сделать от одного раза до трех (два-три на холодную, один на теплый, один или вообще не качать на горячий). Прокачивание должно быть легким, именно из верхнего положения – срабатывает автомат декомпрессора. Если кикстартер ни в какую не провернуть – автомат не работает.
- Переводим клавишу стоп-двигателя в рабочее положение (влево), кикстартер выводим в крайнее верхнее положение и всем весом резко и сильно пинаем его вниз. Все, мотор заведен.
Горячий мотор можно заводить без постановки на боковую подножку, при навыках конечно. Было у меня, что я заводил его при движении :) Пару раз я глох из-за неправильно настроенных холостых, на накате при скорости около 50 кмч. Я успевал поймать нейтраль, привстать и кикнуть его, вполне успешно.
Так же из опыта, я заводил мотор ТТ в разных условиях – в воде и грязи по цилиндр, на горках и в ямах, никогда не было проблем.
Когда можно получить обратку и повредить ногу:
- при медленной проводке кикстартера во время запуска (поэтому я советую выключать стоп-двигатель при прокачке).
- при переливе бензином свечи (причин может быть несколько, самые распространенные – засорился карбюратор и льет игольчатый клапан поплавковой камеры, мотоцикл полежал на боку, неисправна свеча, вы перекачали его – неправильно воспользовались подсосом или слишком много качали кикстартер на выключенном стоп-двигателе).
Вот пожалуй все. Надеюсь рассказанное пригодится в выборе и эксплуатации этого недооцененного в нашей стране мотоцикла. До встречи на дорогах и вне их :) .
При написании этой статьи были использованы материалы из следующего источника:
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в вк