Кенозерский парк и Поющие Пески

Часть 1, Архангельская область, Кенозерский парк

Очередной отпуск в последнюю неделю сентября, мы собираем вещи и едем в Кенозерский национальный парк, Каргопольский сектор. Мы посещаем его впервые. На обратном пути мы планируем заехать на полюбившейся нам берег Онежского озера, посетив ставшую для нас традиционной встречу друзей Поющие Пески.

В этот раз мы запланировали поездку на автомобиле. Машина у нас не простая, это автодом мерседес 207д комплектации немецкой фирмы Вестфалия. Автодомом конечно его можно назвать с натяжкой, за многолетнюю жизнь автомобиля он подвергся переделкам и «доработкам». Но тем не менее мы имеем на борту салон, в котором можно передвигаться в полный рост и даже подпрыгнуть, не боясь разбить голову ))), раковину с холодной водой, газовую плиту, холодильник на газу и электричестве, отопление на газу и соляре с функцией климат-контроля и полноценную кровать. После спартанских поездок на мотоциклах для нас это просто пятизвездочный люкс на колесах!

И этот люкс вез нас по убитым вологодским, архангельским и карельским дорогам, по проселочным ухабам прямо к мечте…

Первый день перегон 580 км (Санкт-Петербург-д. Морщихинская)

Ехали не спеша весь день, дорога местами превращалась в грейдер или разбитый  асфальт, вокруг красивейшие леса в осенних красках всех оттенков!

Мы понятия не имели где встать на ночевку, в Морщихинскую мы приехали уже в темноте. В итоге мы нашли визит-центр и встали на стоянке. Место при свете дня оказалось просто шикарное – озеро, гармонично вписывающиеся постройки, оборудованная инфраструктура для отдыха (беседка, костровище и прочее).

Визит-центр:

Стоянка:

Детская площадка:

Утром мы направили в визит-центр, где нас встретила гостеприимная Наталья. Нам повезло – как раз начиналась экскурсия для преподавателей и мы примкнули к их группе. Наталья показала и рассказала нам о природе парка, о жителях и традициях, о постройках и ремёслах – это было очень интересно и познавательно!

Затем мы поехали в соседнюю деревню Масельга, миновав красивый водораздел по узкой косе земли.

Деревня Масельга является почти заброшенной (не считая пропускного кордона парка), но в ней организовали музей под открытым небом традиционного деревянного зодчества. Строения все – новодел в уменьшенном в два раза масштабе. Нас провели по музею юные экскурсоводы, рассказав много интересного.

Осенние опята, мы попали на их слой:

Группа преподавателей, с ними было интересно - они задавали много интересных вопросов

Арт-объект стрекозы:

Затем мы прогулялись на гору Хижгора и посетили деревянную церковь Александра Свирского постройки середины XIX в .

Заброшенное кладбище:

На этом день закончился и мы отправились на нашу стоянку к визит-центру, нам там понравилось. Мы получили разрешение пользоваться беседкой и жечь костер и решили на ужин накоптить рыбы. Осталось эту рыбу добыть. Дело это оказалось несложным – прошли по берегу вдоль рыбацких гаражей и лодок и встретили рыбака с лотком рыбы. Рыба куплена и отправлена в коптилку (кстати очень не дорого). Рыбака зовут Александр, и кроме рыбы он предлагает туристам целый спектр услуг – жилье, баня, рыба и рыбалка.

Если вдруг захотите воспользоваться услугами Александра, его дом первый за церковью, или напишите мне - я дам его телефон. Кстати в деревне работает только мегафон.

На рыбалку Александр пригласил нас с утра, приходите мол к 6.00 к лодке на берег. Для туриста это забава, для Александра помощь, естественно о деньгах тут речи нет. В итоге я поучаствовал в лове ряпушки, помог перебрать сети и получил «зарплату» в виде продукции – пакет ряпушки )))

Александр мне напомнил главное героя фильма «Счастливые люди». Такой же обстоятельный, спокойный и уверенный в своих силах мужик. Он не ждет от государства подачек, а просто трудится на своей земле, обеспечивая себя и свою семью всем необходимым.

Ряпушка - местный кормилец. Ее ловят все местные рыбаки, заготавливают на зиму (шпроты из ряпушки намного вкуснее балтийских), работают приемщики рыбы, которые скупают ее у рыбаков.

Вот она:

Косторовище у визит-центра:

Подготовка коптильни:

Готово, можно кушать:

Пока я коптил, Таня рисовала - все при деле :)

От визит-центра можно прогуляться по тропе муравейников. Очень рекомендую! Красиво, познавательно - стенды с информацией просвещали об окружающем живом мире, перечислив все растения и животный мир вокруг нас. Так же по пути попадались обустроенные стоянки, часовня и смотровая площадка на озеро.

В последующие дни мы отдались отдыху. Просыпаясь, завтракали, составляли план на день и отправлялись в путь. В парке много пешеходных маршрутов и троп, есть маршрут по системе озер к действующей мельнице.

Мы попытались проехать на велосипедах до Порженского погоста, но дорога оказалась не пригодна и через километр велосипеды были спрятаны и мы продолжили путь пешком.

Странные ощущения вызывают все эти заброшенные дома, заросшие дороги и поля… Картина апокалипсиса, после которого не осталось живых людей. Кто же выселил нас с наших деревень? Где они, русские мужики, строившие эти дома. Много ли осталось таких, как Александр, чтобы спасти заброшенные села.

Поход к Порженскому погосту:

Лес на стенде настоящий, хорошая задумка стенд-рамка

Клюква:

Спрятанный транспорт:

Смешная опись на одной из стоянок. Спасибо гостям из Тулы за чувство юмора :)

Поход к мельнице:

Если вы будете искать лодочную станцию, то она справа от кордона по тропе.

Опять арт-объекты:

Не клюет...

Мельницу можно запустить самому, я открыл задвижку и перекрыл маленький сливной люк и с грохотом заработали механизмы. Если будет повторять - не забудьте выключить все обратно.

Если честно, я немного устал грести. Таня помогла

Благодаря Наталье мы получили рыбник, испеченный в русской печи. Рыбник – традиционный архангельский пирог. Рыба запекается в пироге целиком, поэтому некоторые туристы удивляются, обнаружив в тесте кости. Если правильно есть этот пирог, то кости проблем не доставят а пирог просто восхитителен на вкус!

Все эти дни мы прекрасно ночевали в нашем доме на колесах. Раз в 2 дня мы пополняли запас воды из озера или колодца, перед сном я заряжал второй аккумулятор для отопителя.

Мылись мы в бане у Александра. Кстати я люблю баню и такой парной я еще не встречал, пар был в самый раз, легкий и кусачий.

Храм в д. Морщихинская:

Тяжелые будни путешественников - ужин из свежепойманной рыбы :)

В день отъезда из Кенозерья мы поблагодарили Наталью и Александра, решив для себя еще вернуться сюда и поехали в сторону Каргополя.

Дорога на Каргополь сначала казалась хорошей. Начался грейдер, но нашему автомобилю с его простой рессорной подвеской это не помеха. А потом пошли бетонные плиты… Они нещадно долбили подвеску швами, я уже подумывал поехать потихоньку по обочине, но вскоре это безобразие закончилось.

Каргополь нам понравился. Старинный русский город, где много домов, построенных сто лет назад, храмы и живописная набережная. Ну и пожалуй я отнесу к достопримечательностям местную молочную продукцию. Очень рекомендую купить и попробовать молочный продукт Снежок. После него вы не сможет пить местный кефир и прочую гадость (я про молочку больших городов).

Часть 2, Онега- Поющие Пески

Вы любите путешествовать? Вы замечали когда-нибудь, что посещая одно и то же место несколько раз, каждый раз видите его новым, другим.

Суровые или красочные краски природы меняют это место до неузнаваемости и наполняют вас  трепетом и счастьем…  Я сейчас говорю не о  курортах с отелями «все включено».  Я о нашей родине, где есть столько замечательных уголков, которые надо обязательно посетить… Я говорю о Онеге, которую мы каждый год видим разной и каждый раз восхищаемся ее красотой.

Лагерь мы устроили с видом на Онегу.

Немного быта:

Греческий салат в полевых условиях:

Грибы в процессе варки, далее в отчете их будет много в разных состояниях. В основном нас баловали белые грибы...

Дрова к ночному костру готовы

И свеча:

Наш пляж:

Пора перекусить...

И на рыбалку

Немного поднялась волна и срезало шпонку, устраняю и плывем дальше...

Красивый мыс, это явно наш причал! Швартуемся тут, пособираем грибы и ягоды, раз рыба не клюет...

Наш "улов", сварим морсик в лагере

А это к ужину

Закат

Свеча

Грибы

Правильный мотоцикл с правильными сумками.

Наш друг Иван оценивает сумки )

Слет в лицах...

Мы предприняли тренировочный заезд на великах к мысу Бесов Нос

И встретили лихих деревенских парней в ушанках!

Купальный сезон в конце сентября на Онеге:

И опять закат, каждый раз разный:

Палатка на крыше, выглядит классно!

Речка, которую раскопали джиперы. Много людей из-за них остались с мокрыми ногами

Петроглифы

И еще петроглифы

Утром на нашем столе появилась "небольшая" бутылка с водкой, а в лагере коньяк, стул и собака ... :)

А потом была дорога домой... Уезжать не хотелось, в памяти шумел шум прибоя Онеги, смех друзей, рык моторов и красота Карелии...

Здравствуй пробка за 100 км до дома...