Абхазия 2008

Свадебное путешествие  (Внимание! Страничка не закончена, не догружены фотографии, заходите попозже и все будет готово! :) )

 

 

Вот он – долгожданный отпуск! Всё уже спланировано с зимы – едем отдыхать в Абхазию, а затем на север Карелии в Костомукшу  на своем Галлопере:

  

 

 

 

Суммарный пробег за весь отпуск планировался не малый – около 9000 км., автомобиль наш уже далеко не новый, 95-го года, и мы очень надеялись, что он нас не подведет. Была проведена работа по подготовке машины к грядущему испытанию. Двигатель рокотал ровно и спокойно, подвеска не издавала лязгов, на место штатной доп. приборной доски с кренометром внедрили систему навигации на основе маленького ноутбука:

 

 

 

 

Как дополнительный бонус получили возможность смотреть в машине кино и скидывать фотки с фотика J.

 

Ехать планировали к знакомым в Очамчыру (это примерно 40-50 км. до границы с Грузией), что составляло примерно 2700 км. от Питера. Как раз перед выездом произошла серия взрывов в Абхазии и привлекательность этой части побережья для отдыха очень понизилась. Мы подумали и решили, что попасть в переделку в Абхазии у нас столько же шансов, сколько и в любой части России, а последние события нам даже на руку  -  чем меньше отдыхающих, тем лучше J.

И вот он - старт! Выехали вечером, чтобы миновать к раннему утру Москву с её огромными пробками.

Дорога до Москвы, затем трасса «Дон 4» – маршрут стандартный и многим знакомый, поэтому не буду вдаваться в подробности.  За время пути было забавное происшествие – после очередного ливня где-то за Воронежем увидели на обочине жигуленка явно застрявший в размокшем черноземе обочины. Я решил помочь и спикировал сразу за ним на эту же обочину, что бы сдать задним ходом и буксиром вытянуть его на асфальт. В успехе я не сомневался – мы же едем на внедорожнике! Обочина была с уклоном вниз и полный привод нам не дал возможности не только помочь, но даже и сами мы выехать уже не могли – стаскивало нас всё ниже, передние колеса не вытягивали, а задний мост все больше стремился поставить машину поперек обочины:

 

 

Вот она, местная грязюка:

 

 

Проблему решили быстро – спасибо водителю попутной Газели. Мы жестами и криками заклинали его не съезжать на обочину и прямо с асфальта вытянули и жигуленка и нас – горе спасателей J:

 

 

 

 

Для тех, кто едет по этому пути впервые, дам один совет:

- не советую нарушать правила обгона. Гаишники очень грамотно охотятся, вооружены современными средствами видеослежения и записи  с оптическим увеличением. Видел много идиотов, скачущих на встречку как блохи, потом видел их же при общении с ГАИ. Что интересно – двигаясь спокойно, не превышая скорость боле 20

км/ч от разрешенной и не обгоняя там где этого нельзя делать мы в течение всего пути встречали машины одних и тех же гонщиков, которые своими маневрами не выигрывали ничего и при этом рисковали ещё своими жизнями и кормили гаишников-взяточников. Забегу вперед – за всю поездку мы не заплатили ни копейки штрафов и поборов.

Ночевали в пути мы по обстановке – либо в палатке, либо в гостинице при условии приемлемости цены. Питались в основном сами – для этого взяли с собой консервированных каш, супов и тушенки. Готовили на бензо-примусе системы «Шмель».  Как оказалось очень удобный и неприхотливый прибор.

На второй день пути к вечеру мы уже ехали по черноморскому побережью. Учитывая прошлый опыт поездки в Абхазию мы решили, что ночевать будем на территории России, а так как снять жильё на одну ночь за разумные деньги в этих местах нереально – решили заехать на побережье и встать там на ночевку в палатке. Место мы знали с прошлой поездки, оно находится между Лоо и Дагомысом.

Пока ехали по серпантину – стемнело, и мы не смогли вспомнить и узнать нужное нам место поворота на грунтовку к ночлегу. Поняв что уже проехали, развернулись и проехали ещё раз помедленнее – опять мимо! Поворота не было! Я решил развернуться и попробовать ещё раз, но при развороте произошла поломка – перетерлась трубка гидроусилителя руля. Ехать дальше можно было, но не далеко (насос ГУРа работал без масла, что очень плохо для него), времени было уже к полуночи и мы решили спать в машине в Лоо, а утром ехать в Сочи и искать там мастерскую, где нам смогут отремонтировать автомобиль. К утру размяли затекшие конечности и доехали до Сочи. Мастерскую нашли по рекламе на местном радио и получив заверения мастера, что трубку заварят, пошли гулять по городу. Мы исходили весь Сочи, вместо пару часов трубку делали весь день! В итоге вколхозили шланг ГУРа от русского трактора, переварив и пропаяв штуцера. К вечеру мы ехали к границе.  Потеряв день мы всё равно не решились въезжать в Абхазию ночью и спали опять в машине прямо рядом с КПП пограничников. В 4 утра мы встали в небольшую очередь и через 40 минут мы уже ехали в сторону Гагры. Хоть это было и не по пути, но мы решили заехать в Пицунду и позавтракать на берегу моря среди знаменитых реликтовых сосен. Пицунда очень красива! Учитывая время, на пляже не было ни одного человека и мы немного похулиганили – заехали на машине прямо на пляж:

 

 

Пока мы варили завтрак, мимо проплыла стая дельфинов J.

Позавтракав, мы поехали обратно на основную трассу и направились в глубь страны в сторону нашей цели – Очамчыры.

Дорога была пустая по сравнению с пробками нашего побережья. Серпантина не было, не считая небольшого участка при подъезде к столице Абхазии Сухуму. Что напрягало и досаждало, так это коровы и лошади!

 

 

Им не очень, видимо, нравится лежать и ходить по траве и они устраивали лежбища и ходили прямо по проезжей части. Ещё они обильно минировали дорогу, и очень скоро наша машина при остановках пахла как настоящий скакун J.

 

По мере продвижения в глубь Абхазии все красивее становилась природа и всё чаще попадались дома, и даже целые поселки, так и не восстановленные после войны.

 

 

 

Усиливалось ощущения наступившего апокалипсиса и становилось очень обидно за жителей этих красивейших мест – не верилось, что в таком раю может быть горе и смерть! Мы искренне радовались, что всё это позади и постепенно мир приходит на эти земли.

 

Отмечу отдельно про местное ГАИ: если не нарушать ПДД и вести себя адекватно – проблем не будет. Если вас остановил сотрудник ГАИ, он обязательно поздоровается с вами за руку, может расспросить откуда и куда вы двигаетесь, дать полезный совет и так и не проверив документы, пожелать счастливого пути. Негатив со стороны гаишников встретили в Сухуме, когда проезжая в центре города мимо целой группы сотрудников автоинспекции  я внимательно следил за их жестами и не увидев призыва остановиться, поехал спокойно далее. За мной были другие машины. Проехав метров 10-15 услышал свист, обернулся и ничего не увидел, кому свистят – не понял, и мы поехали не спеша дальше. Нас быстро догнали на обычной гражданской машине и ,отобрав все документы, приказали следовать за ними, сказав что мы не подчинились требованию остановиться! Вернулись мы обратно, был неприятный разговор, мне не верили, а я уперся и решил для себя – пусть протокол пишут, денег не дам! В итоге мы уехали дальше, правда настроение испортилось. Второй раз в Сухуме мы столкнулись с гаишниками у дендрария. По середине дороги на перекрестке стоял сотрудник ГАИ и два знака – одностороннее движение на пересекаемой улице справа на лево и знак уступи дорогу, правда перевернутый J. Нам надо было прямо. Подъезжая, я насторожился и потихоньку стал ехать прямо, глядя на гаишника – он засвистел и показал свернуть налево и остановиться. С грозным видом он поинтересовался, почему это я собирался ехать прямо!? Я спросил в ответ, а, собственно, что мне это запрещало? Тогда он еще грознее и ликуя спросил, а знаю ли я что означают ЭТИ знаки? Я ему объяснил, что они значат и что они не обязывают меня ехать налево. Мы поехали далее, налево, так как прямо нам ехать все же запретили J. Забегу вперед – в Очамчире гаишники нас вообще не трогали, мы их там и не видели, только милицию. Признаюсь – в районе Очамчиры катался на автомобиле после стакана часто, но только в сопровождении наших абхазских друзей.

 

Но вернёмся к нашей цели – мы подъезжаем к Очамчыре. Нужный дом нашли быстро, прибегнув к верному способу – спросили у местного населения. Люди оказались очень приветливые и напомнили нам питерцев – такое же рвение подсказать приезжему куда ему надо, даже если сам точно не знаешь J.

Рекомендованная нам ещё в Питере семья встретила нас радостно и очень гостеприимно. Очень быстро у нас исчезло ощущение скованности и мы с удовольствием садились все вместе за семейный стол и частенько допоздна общались, шутили, обсуждали серьёзные и не очень темы.

Огромное спасибо этой дружной и большой семье: братьям Жоре, Тимуру и Саиду, их дедушке и бабушке и их родителям – мы очень вам благодарны и признательны, вы показали нам настоящую Абхазию, которую никогда не увидишь по телевизору и из номера пансионата. Искренне желаем вашей семье счастья и благополучия, ну и конечно МИРА!!!

Хозяйка дома, бабушка Мэри, открыла нам таинства абхазкой кухни и мы с удовольствием ели мамалыгу с различными соусами и сыром сациви, аджику и ещё много всего вкусного (к моему стыду не все названия нами были запомнены). Ели мы и в кафе -солянку, которая недорого стоила и оказалась мясной похлебкой, сытной и похожей больше на жаркое в горшочке с морем приправ и перца. Было очень вкусно, рекомендую – кафе находится на главной площади Очамчыр, напротив памятника. Кушали также в апацхе, где кормят национальной кухней. Помещении этого заведения построено в старинном стиле:

 

 -там мы наконец узнали что такое хачапури, скажу сразу – это не то, что продают в Питере под этим же названием, даже близко не то!!!

Тимур со своими друзьями – Дауром и Савой, показали нам много интересного. Мы катались по красивейшим местам, посещали древние храмы, водопады и пещеры, посетили экспериментальный лес, где Сава провел нам замечательную экскурсию, показав множество деревьев со всего мира.

 

 

Очень понравилась поездка в Каманы. По пути мы заехали к Беслетскому мосту, взяв там геокешерский тайник и осмотрев сам мост. В Каманах есть церковь, святой источник с появляющимися в нем странными камнями, как будто их окропили кровью. Обе достопримечательности находятся за большой рекой, которую в виду отсутствия моста надо преодолевать в брод. Это было серьёзное испытание для нас и нашего автомобиля – брод был достаточно длинный и глубокий, с быстрым течением и огромными валунами под водой. Потом мы наблюдали как другие машины преодолевают это препятствие, это было интересно:

 

 

 

А вот другой брод, это за озером Рица:

  

 

 

 

После Брода дорога раздваивается, налево источник и церковь, направо серпантинистый подъем, по которому я бы не рискнул ехать на недоприводной машине. Поднявшись мы оказались у подножия металлической длиннющей лестницы, которая вела вверх:

 

 

Около 500 ступеней вверх, потом столько же вниз – мы у святого место, где прямо в горной породе образовался лик святого:

 

 

Затем мы отправились к пещере, которую знал Даур. Пещера была дикая, известна не многим. Даур знал об этой пещере благодаря тому, что работал сапером в этом районе и знал тут буквально каждый куст. По пути, на особенно крутых косогорах, где работа саперов была невозможна, мы встречали вот такие колышки:

 

 Это очень важное обозначение – за эти колышки ходить не стоит, земля не проверена и там могут быть мины. Хотя даже если бы там колышков не было, полезть туда может только сумасшедший – почти отвесный склон и колючки с кустарником не располагают к прогулке по таким местам.

 

Пещера нам понравилась больше, чем Афонская J Думаю причина в её недоступности для многих и дикости. Маленькое и красивое чудо природы:

  

 

 

 

 

 

 

 

Путь к этой красоте проходил вдоль высохшего русла реки по самшитовому лесу:

 

 

 

 

 

 

 

Посетили мы и термальный источник, жутко понравилось – круче любого массажа:

 

 

Источник благоустроен и находится на территории пансионата «Эвкалиптовая роща». Сам пансионат не восстановлен, гуляя по его заброшенному парку мы поймали настоящую черепаху:

 

 

 

 

 

Берег моря эвкалиптового парка:

 

 

В один из дней наши друзья предложили посетить малоизвестный и красивый Гупский водопад. Мы затарились едой и вином для пикника и отправились в путь. Точную дорогу не знали и немного поплутали, спрашивая у местных как попасть к водопаду. Дорога была найдена, вернее почти дорога – последние несколько километров надо было ехать по реке.

 

Была угроза снести камнями что-нибудь под днищем автомобиля и я высадил пассажиров смотреть впереди наилучшие пути проезда. Там, где ехать было полегче они передвигались так:

 

 

 

Старания были награждены, мы приехали в красивое место и можно было спокойно доставать еду и вино, сервировать все это и приступать к трапезе:

 

Но я решил получше припарковать машину

и не рассчитал выходку автохабов- стал сдавать назад, машина стала заднеприводной и я с позором застрял. В итоге перед едой мы два часа вели командную работу по изволению Галлопера из засады:

 

 

Победила дружба и Галл был вызволен! Вот они – спасители (слева направо: Тимур, Сава, Даур):

 

Потом был отдых, купание в водопаде (вода в нем не холодная, как ни странно), и благополучное возвращение домой.

 

Ну и конечно мы поехали на Рицу! Само озеро мы видели и оно нас не очень интересовало. Да красивое, но хотелось увидеть маленькое высокогорное озеро Мзы, к которому есть только горная тропка и добираться до него надо либо на лошадях либо пешком 7-8 км.

Красива и сама дорога к Рице,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заехали  по пути на Гекский водопад:

 

 

Н повороте к водопаду висит многозначительный знак кирпич, и пояснение – проезд только для полноприводных авто. Дорожка действительно веселая, хотя наверху я встретил абхаза на ВАЗ 2107. Я разговорился с ним, спросил как он сюда попал. Он ответил, что является мастером автоспорта или чего-то подобного и неплохо умеет ездить на машине, а забрался потихоньку и даже ничего не ободрал на машине! Я искренне удивился, а на обратном пути на спуске встретил его, он ювелирно точно вывешивался с двух булыжников, где я на Галле проезжал с опаской. Одним словом - мастер ;).

Миновав Рицу, мы доехали до полюбившейся нам небольшой кафешки у минерального источника Авадхара. Минералки мы не попили в этот раз – с источником чтото случилось и он иссяк. Очень надеюсь, что это временное явление!

Женщина в кафе работала та же, что и в прошлом году. Она узнала двух мотопутешественников с Питера, хотя мы и приехали в  этот раз на машине J.

Мы закупили домой уже проверенный очень вкусный высокогорный копченый сыр и настоящую виноградную чачу. Чачу рекомендую покупать именно тут – очень часто втюхивают чачу из алычи, тут же проверено, напиток действительно из винограда и сделан очень качественно (это не только наши впечатления но результат дегустации наших абхазских друзей).

Поднявшись ещё выше в горы, мы добрались до красивой предгорной долины, изрезанной небольшой бурной речкой.

 

Тут живут пастухи и можно взять на прокат лошадей и в сопровождении проводника подняться на Мзы. Стоит это по состоянию на лето 2008 года 700 руб./человек, по времени выходит примерно пол дня.

Поскольку мы приехали к вечеру, решено было спать в палатке тут же и завтра с утра ехать в горы на лошадях.

Мы разбили палатку, приготовились к ужину и тут у нас появилась приятная компания – по соседству расположились лагерем такие же как мы туристы из Москвы:

 

Весёлые и приятные в общении ребята – Костя, его жена Кира и их сыновья Илья и Максим.

Мы вместе поужинали, приняв для согреву чачи а девчонки вина, а с утра дружной компанией выдвинулись на прогулку.

 

Дорога была живописна и местами трудна для наших лошадок:

 

По пути мы встречали много пеших туристов, они с завистью смотрели на наших коней т.к. пешком идти по такой дороге было тяжело.

Ну и цель нашей прогулки, комментарии излишне:

 

 

 

 

Было ещё много всего: сбор алычи в садах заброшенной грузинской деревне:

 рыбалка и прогулки по побережью вблизи от Грузинской границы:

стандартные туристические маршруты – Новоафонский монастырь и пещера.

Продолжение следует….

 

 

 

 

 

счетчик посещений
счетчик посещений